В Патруши прибыла афонская икона - образ Божией Матери «Всецарица» и ковчег с частицами мощей двадцати угодников Божиих.
Текущие новости жизни прихода в ВК https://vk.com/club149638733
18 января Крещенский сочельник
Накануне праздника Богоявления соблюдается такой же строгий пост, как и в Рождественский сочельник. В пищу по уставу Церкви разрешается только одно блюдо – сочиво. Крещенским сочельником заканчиваются святки – праздничные дни после Рождества Христова.
Празднество Крещения Господня предваряет сочельник, в который после великой вечерни происходит первое великое освящение воды. Этот таинственный момент знаменует собой одухотворение и преображение не только водной стихии, но всех стихий вообще. Теперь весь тварный мир имеет высокую причастность Царству Небесному, Царству Божию. Крещенская вода есть агиасма (греч.) – величайшая святыня, обладающая великой силой. Испокон века на Руси чудесный чин освящения воды в Крещенский сочельник проводился не только в храмах, но и на открытых водных пространствах, где воистину человек видит как бы сообщение между собою всех стихий при главенстве воды. После того как Сам Творец Своим присутствием очистил и освятил воду, изгнав из нее демонов, все иное естество получает через воду очищение и великую охрану, ибо водою все омывается, все очищается и все питается.
На Иордане
Под небом знойным Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную, нежна,
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой,
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо свой чертог,
И явлен Триединый Бог.
И. Лебединский
19 января
Крещение Господа нашего Иисуса Христа.
В Крещение во всех православных храмах совершаются водосвятные молебны, а некоторые священники вместе с приходом идут крестным ходом к ближайшей речке или озеру, чтобы освятить там воду. Там, где водоемы замерзли, готовят по этому случаю специальные проруби в форме креста.
Для того, чтобы нам с вами понять, почему в этот праздник такое внимание уделяется воде, давайте вспомним само это событие, которое произошло почти два тысячелетия назад.
Перед тем, как выйти на общественное служение, Господь Иисус Христос пришёл на реку Иордан к Иоанну Крестителю. Иоанн Креститель, или как его еще называют – Предтеча Господень, был пророк, то есть – человек, которому Господь открывал грядущее. По промыслу Божьему он родился чуть раньше Иисуса Христа. К тому времени, как повествует Евангелие, он жил в пустыне и проповедовал покаяние и скорый приход Спасителя в мир.
«Покайтесь!» – говорил он, – «Потому что приблизилось Царство Небесное!» Всех кающихся он крестил, то есть омывал, в водах реки Иордан. И вот Сам Иисус Христос пришёл принять крещение. Увидев Его, Иоанн, почувствовал недоумение: Сам Господь пришёл креститься от него, простого смертного, который недостоин даже развязать ремень на обуви Спасителя?
– Так нам надлежит исполнить всякую правду! – ответил на его недоумение Господь.
Тогда Иоанн возложил руку на голову Спасителя и совершил погружение в воду. И только лишь Спаситель восстал из воды, как разверзлись Небеса. Дух Божий в виде голубя спустился на Него, а голос Бога Отца сказал с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение!»
В чём же смысл и значение этого события?
Мы знаем, что именно после крещения Иисус Христос начал своё общественное служение, то есть стал открыто учить народ. Может быть, Ему надо было перед этим покаяться и очиститься от грехов? Нет! Христос совершенно безгрешен, каяться Ему не в чем. Приняв водное крещение, Он установил Таинство Крещения и показал нам, ЧТО мы должны в первую очередь сделать, чтобы стать христианами – КРЕСТИТЬСЯ!
Это первое церковное таинство, в котором мы участвуем, если хотим быть со Христом! Оно чрезвычайно важно, ведь в нём мы отрекаемся от лукавого, сочетаемся со Христом, умираем для греха и рождаемся для жизни вечной.
Не случайно крещение называют вторым рождением. В нём Господь призывает нас стать сынами Божьими, стать Ему родными. Понимаете, ребята, какая это честь и ответственность! Как важно помнить об этом родстве всю жизнь, не растерять величайшую благодать, данную нам при крещении. Если мы нарушаем обещание данное нами (или нашими крестными вместо нас) Богу при Крещении, то от нашего христианства остается только одно название, пустой звук.
Но давайте снова вернёмся к событиям Крещения Господня. В тот день человеку были открыты все Три Лица Святой Троицы – Бог Отец говорил с небес, Бог Сын крестился и Бог Святой Дух сходил в виде голубя. Это откровение называют Богоявлением и поэтому сам праздник Крещения Господня еще называют Богоявлением.
И, наконец, о воде. Поскольку крестился Сам Сын Божий, то, конечно же, воды Иордана освятились Божественною благодатью. В память об этом и освящается по всем храмам вода. Ее благоговейно хранят обычно в течение всего года, и она никогда не портится и действенно помогает от недугов душевных и телесных.
С Великим Праздником вас, дорогие друзья. Храни вас Господь!
Божий путь
Спокойно лоно светлых вод;
На берегу реки – Предтеча;
Из мест окрестных, издалече
К нему стекается народ.
Он растворяет упованью
Слепцов хладеющую грудь;
Уготовляя Божий путь,
Народ зовет он к покаянью.
А там спускается с вершин
Неведомый, смиренный странник,
Грядет Он, Господа избранник,
Грядет на жатву Божий Сын.
В руке лопата: придет время,
Он отребит Свое гумно,
Сберет пшеничное зерно,
И в пламя бросит злое семя…
Кн. Вяземский
О святой воде.
Богоявленская вода – это чудо Божие, посрамляющее врагов Христовых. Принесенная из храма, она годами стоит совершенно чистой и свежей.
Крещенской водой окропляют больных, пользуются ею при освещении, окроплении жилищ, домашнего скота, огорода.
И вообще Святая вода, можно сказать, омывает всю нашу жизнь. Радостно стоять в церкви при молебне с водосвятием. Призываются на помощь все святые и ангелы Господни, читается Евангелие, троекратно в водосвятную чашу погружается крест, горят свечи по краям чаши.
– Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое… – возглашает священник.
И церковный хор, и все молящиеся подхватывают:
– …победы православным христианам на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Главный обычай самого дня Богоявления (по нашему календарю этот праздник всегда отмечается 19 января) – торжественное освящение воды. В древности первые христиане Иерусалима в день Богоявления выходили к реке Иордан, освящали ее воды в память о Крещении Господнем. Эта традиция дошла и до наших дней. В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен, а во многих местах выходят из храмов крестные ходы и идут к ближайшему водоему: реке, пруду, озеру, чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоема (ведь на дворе январь, часто в эти дни стоят сильные морозы) вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Самого Спасителя в Иордане. В разных местах по-разному стараются украсить прорубь-иордань: церковными покровами, ледяными фигурами. Под пение церковного хора погружает священник на этом молебне в холодную воду сияющий золотом крест, благословляет крестообразно гладь воды.
Самые смелые христиане в этот день окунаются в освященной ледяной воде. А все люди после молебна в храме или на реке берут с собой освященную воду, наливая ее в принесенные бутылки и банки. Весь год, до следующего праздника Богоявления, хранится в домах крещенская вода: ею кропят жилище, с благоговением пьют по утрам. К святой воде, а особенно воде Крещенской, относятся как к святыне – с благоговением.
Будет очень хорошо, если в праздничный день вы с мамами или бабушками постараетесь сходить в храм: поклониться Христу, поставить свечу к праздничной иконе, похожей на ту, которую мы с вами сегодня рассматривали, и набрать Крещенской воды.
Дрожит морозная округа
От звона всех колоколов,
И мы спешим, тесня друг друга,
На их призывный медный зов.
Сияет солнце после вьюги;
Обедня кончилась; народ,
Подняв иконы и хоругви,
К реке за батюшкой идет.
Сверкает купол неба синий,
В алмазных искрах белый снег,
И на ветвях деревьев иней –
Как вставший дыбом белый мех.
Нет, нам не холодно сегодня –
Крещенье празднуя Господне,
Не платим мы морозу дань!
А вот и прорубь – иордань.
Идет большое водосвятье,
И хоть вокруг снега и льды,
Здесь золоченое распятье
Крест-накрест чертит гладь воды.
И вот, невидимый народу,
Из синевы, что так чиста,
Нисходит Дух Святой на воду,
Как нисходил Он на Христа.
Виктор Афанасьев