В Патруши прибыла афонская икона - образ Божией Матери «Всецарица» и ковчег с частицами мощей двадцати угодников Божиих.
Текущие новости жизни прихода в ВК https://vk.com/club149638733
Старец Паисий Святогорец: «О внутреннем неустройстве людей и об их внешнем виде»
Духовные поучения
Кто хочет, чтобы его прозвали мудрым и разумным и другом Божиим, тот да печется усердно душу свою представить Господу такою, какою от Него принял ее: чистою,неуязвленною, и всю непорочною. За это увенчан будет он на небесах и ублажен ангелами.
Преподобный Иоанн Карпафский
Несчастные мирские люди одеваются соответственно своему внутреннемусостоянию
-Геронда, пожелайте мне что-нибудь.
-Желаю, чтобы ты стала «духовно ряженой», подобно юродивой святой Исидоре, чтобыты достигла «доброго лицемерия». Посмотри — несчастные мирские люди празднуютсвое мирское лицемерие и одеваются соответственно своему внутреннему состоянию.В старые времена ряжеными одевались только раз в году — на масленицу. Сейчасбольшинство людей — ряженые постоянно. То есть в старину ряженых можно быловидеть только семь дней в году — на масленицу, а сейчас их видно каждый день…Каждый одевается так, как ему подсказывает помысл! Люди стали вконец чудными.Они сошли с ума! Мало людей сдержанных, скромных — будь то мужчины, женщиныили дети. Особенно женщины — они уже дошли до предела. Сегодня, по дороге в город я видел одну такую особу, обмотанную широченной лентой — как бинтом всеравно, в каких-то немыслимых высоченных сапогах и коротенькой юбке. «Так модно»,— объяснили мне. Другие женщины вышагивают вот на таких тонюсеньких каблуках.Чуть где неровно ступят — точно угодят к хирургу-ортопеду. А уж про прическилучше вообще помолчать… Видел ещё одну «красавицу», простит меня Бог — что же это был за человек! Лицо какое-то дикое. В зубах сигарета: «пых-пых!»… Глазищакрасные! Говорят, что сейчас люди взяли за правило не курить дома, когда детималенькие. А несчастные дети рождаются уже прокопченные, как селедка! И кофетоже во вред, от него потом гримасничают как и не знаю кто. Ушла благодать Божия,вконец покинула людей.
Помню,в бытность мою на Синае приезжали люди, одетые так, что даже не находилось слов.Как мне было больно глядеть на приезжавших в обитель туристок! Как же они безобразновыглядели! Все равно, что видишь выброшенные на помойку прекрасные византийскиеиконы, с той лишь разницей, что люди — иконы Бога — выбросили себя на помойкусами. Однажды я увидел одну женщину, одетую во что-то наподобие фелони, и сказал:«Ну, слава Богу, хоть одна одета более-менее прилично. Ладно, чего уж там, пустьхоть в фелони, хоть в мелони, зато, по крайней мере, отличается от остальных».Но вот «дама в фелони» поворачивается ко мне лицом… Что я вижу! Все спередиу нее было полностью открыто!
До чего докатились люди! Мне прислали фотографию одной невесты с просьбой помолиться,чтобы ее брак был счастливым. Её свадебное платье не укладывалось в рамки никакихприличий. Быть так одетой — значит, нечестиво относиться к Таинству, к священномупространству Церкви. Духовные люди — и то не думают, что же взять с остальных?Поэтому я и говорю, что если и монастыри не станут удерживающей силой, то никакогодругого тормоза не найдется. Сегодня люди необузданны, у них нет тормозов.
В старину, когда были Христа ради юродивые, в мире было очень мало сумасшедших.Так, может быть, нам стоит попросить Христа ради юродивых исцелить юродивыхот природы и снова явиться в мире юродивыми ради Христа? Да что там говорить:сегодня видишь и слышишь самые немыслимые вещи. Один человек рассказал мне,что нынешние модники-лоботрясы берут свою одежду, в разных местах специальнопротирают и лохматят ее, потом разрезают и толстенной иглой нашивают на неезаплатки. Я как это услышал, даже перекрестился. Ну ладно, для рабочего человекаестественно быть так одетым. Но для лоботряса!… А потом этот человек рассказалмне и кое-что еще. «Расскажу, — говорит, — тебе, Геронда, и кое-что похлеще.Моя жена встретила как-то на площади Согласия одного паренька из семьи нашихдрузей. Видит она, что штаны у парня разодраны на том месте, откуда ноги растут.«Детонька, — говорит моя супруга, — прикройся ты хоть ладошкой сзади…» — «Оставьменя в покое! — отвечает ей юный лоботряс. — Сейчас мода такая!» Несчастныедети!…
-Геронда, некоторые носят блузки, рубашки с изображениями святых. Можно ли этоделать?
-Если святые изображены на блузках или куртках, то пускай, ничего страшного.Лучше пусть носят на себе изображения святых, чем картинки с диаволом. Но изображатьсвятых на брюках негоже. Это неблагоговение. Есть такие благоговейные люди,что любят украшать одежду разными христианскими рисунками. Например, когда ПатриархДимитрий был в Америке, там выпустили блузки, футболки с изображением Патриархаи храма Святой Софии в Константинополе.
-Они сделали это от благоговения?
-Ну не евреи же это сделали, а христиане. Есть ведь и люди, которые делают что-то хорошее, так же как наряду с шарлатанами есть хорошие врачи.
-Геронда, бесчинство в одежде происходит и от влияния из-за рубежа?
-Ну а откуда еще? Поэтому в годы моей юности и говорили: «Ну, это люди из Смирны…»Смирна была приморским городом, и туда стекались многие иностранцы. Святой Арсенийбыл очень строг в отношении одежды. Одна девушка из Фарас вышла замуж и носилапестрый платок, привезенный из Смирны. Святой Арсений неоднократно делал ейзамечания, говорил, чтобы она выбросила этот платок и одевалась скромно, как все фарасиотки. Молодая щеголиха его не слушала. Однажды святой Арсений вновьувидел ее в пестром платке и строго сказал: «Западных болячек мне в Фарасахне нужно. Знай, что если ты не образумишься, то дети, которых ты будешь рожать,будут умирать после своего крещения. Они как ангелы будут уходить к Богу, но тебе не придется порадоваться ни о ком из них». Но она и после этого не образумилась,и у нее умерло два младенца. Только тогда она остепенилась, выбросила свой пестрыйплаток, пришла к святому Арсению и попросила у него прощения.
-Геронда, а помогает ли в духовной жизни темная одежда тому, кто хочет статьмонахом?
-Да, темная одежда очень помогает. Она помогает убежать из мира, тогда как яркойцветной одеждой человек цепляется за мир. Если тот, кто собирается стать монахом,говорит: «Вот когда уйду в монастырь, тогда и буду одеваться в черное, тогдаи буду исполнять монашеское правило», — то он и там, в монастыре, сделает своюжизнь… черной. Если же, еще находясь в миру, человек делает с радостью то,что должны делать монахи, и с нетерпением ждет этого, то он и в миру радуетсядуховно, и потом, в жизни монашеской, будет идти вверх, перескакивая через двеи через три ступеньки.
-Геронда, иногда дети, ходящие в церковь и скромно одевающиеся, подвергаютсясо стороны старших сильным нападкам.
-Делая так с верой и от сердца, они и старших ставят на свое место. Я был знакомс одной девушкой, которая носила черное платье с длинными рукавами. Какое жеу нее было благоговение! Как-то раз одна шибко «моднючая» старуха начала ееупрекать: «И не стыдно тебе, молоденькой девушке, ходить в черном и с длиннымирукавами?» — «Раз вы, пожилые, не даете нам таких примеров, — ответила ей девушка,— то, по крайней мере, будем одеваться в черное мы, молодые». Так она поставиластарую модницу на место.
Видишькак: какая-то женщина хоронит мужа и тут же одевается в яркую одежду. Что тутскажешь? А вот моя сестра, оставшись вдовой двадцати трех лет от роду, уже не снимала черного платья до самой своей смерти. Для меня блаженны не те броскоодетые горемычницы, что проводят греховную — «броскую» — жизнь, а те вдовы,которые в сей жизни, пусть и не по своей воле одевшись в черное платье, живутбелой, светлой жизнью и не ропща славословят Бога.
Сегодня не отличить мужчину от женщины
Однаждык Премудрому Соломону, желая его испытать, привели детей — совершенно одинаковоодетых мальчиков и девочек, с тем, чтобы он отличил одних от других. Соломонотвел детей к источнику и велел им умыться. Наблюдая, как дети умывались, онразделил их. Девочки аккуратно, стыдливо прыскали водой в глаза, тогда как мальчикисмело плескали воду в лицо и били по ней ладошками.
Сегоднямужчины стали настолько женоподобны, что часто в них и не различить мужчин.В старое время на расстоянии пятисот метров можно было отличить мужчину от женщины.Сейчас иногда не отличишь и вблизи. Не поймешь: мужчина перед тобой? женщина?Поэтому пророчество и говорит, что придет время, когда нельзя будет отличитьмужчину от женщины. Старец Арсений Пещерник как-то спросил одного длинноволосогоюношу: «Так кто же ты есть? Мальчик ты или девочка?» Сам Старец не мог этогопонять. Раньше на Святой Горе таких стригли. Сейчас приезжают какие есть…Но я их стригу: ножницами, которыми обрезаю шерсть, когда плету четки. Знаете,скольких я уже обстриг! Я стригу их во дворе за стеной алтаря. Когда приходяттакие длинноволосые, я говорю им: «Вот хорошо! А то у меня есть несколько лысыхзнакомых и я обещал приклеить им шевелюры. Окажите любовь, дайте вас обстричь!Что поделать, я ведь дал людям слово».
-Соглашаются, Геронда?
-Зависит от того, как им об этом сказать. Я ведь не налетаю на них с криками:«Что за срамотища такая! Как вам не стыдно! Вы не чтите это священное место!»,но говорю: «Слушайте, парни, ведь этими волосами вы оскорбляете свое мужскоедостоинство. Если вы увидите, как гвардеец почетного караула марширует по площадиСогласия с дамским ридикюлем, как вы на это посмотрите? Ну, скажи, приличествует ли гвардейцу ридикюль? Давай острижем твои волосы!» И стригу. Знаете, сколькоя собираю волос! Иногда, если кто-нибудь из них заартачится и начнет всякие«почему» да «зачем», я отвечаю: «Что еще за «почему»? Разве я не монах? Воти совершаю постриги. Ведь это моя работа». Все дело в том, как это преподнести.Ребята смеются, а это мне и нужно. После этого я их стригу. Нет, имена при «постриге»не меняю. Только одному малому дал имя «Достойно есть», потому что, когда я совершал его «постриг», неподалеку проходил Крестный ход с иконой «Достойноесть»! А как бывают рады родители моих «постриженников»! Знаешь, сколько благодарныхродительских, материнских писем мне приходит? У! Только за это простит меняБог!
Сейчасеще взяли моду обстригать на голове волосы, а сзади оставлять хвостик. «Эй,орлы! — спрашиваю, — какой же в этих хвостах смысл?» — «Мы, — отвечают «орлы»,— оставляем хвосты, чтобы на нас обращали внимание». — «Чудики вы, чудики, —говорю я им, — да у людей сегодня столько проблем, что они не будут обращатьна вас внимания, даже если вы станете им за это платить!» А другие здоровенныедылдищи носят в ушах сережки. Сколько же я поснимал с них этих сережек!
-А некоторые, Геронда, носят только одну сережку.
-Одну серьгу носят анархисты. Одна серьга в ухе — символ анархии. Они надеваютэту серьгу не для того, чтобы украсить себя, как женщины. Они протыкают своеухо и надевают серьгу в знак протеста. Как-то ко мне в каливу пришел отец с сыном двадцати двух лет — длинноволосым, с бородой и сережкой в ухе. «Неприличныпарням сережки, — сказал я ему. — Многие вас понимают неправильно. Мне это объяснятьне нужно, но люди-то ведь не знают, что вы анархисты, и понимают это неправильно».После он снял сережку и отдал ее мне. Она была золотая. «Отдай ее, — говорю,— ювелиру, чтобы он сделал тебе нательный крестик».
-Некоторые, Геронда, носят серьгу даже в носу.
-Это значит, что диавол вставил им в нос кольцо. Только уздечки не видно. А некоторыеносят на шее широкие золотые цепочки — в несколько рядов. Одному я устроил выволочку,поснимал с него все эти побрякушки и сказал: «Отдай это золото какому-нибудьсироте. Или вручи его своей матери, чтобы она передала его какому-нибудь бедняку».После того, как я привел его в более-менее божеский вид, он меня спрашивает:«Что мне делать?» — «Начни с того, — говорю, — что надень на себя крестик на скромной цепочке». Подумать только — мужчины, а носят золотые украшения! Стоитперед тобой, весь сверкает золотом, на шее в два-три ряда толстенные золотыецепочки — принцессы и то таких не носят, стоит и жалуется, какие у него проблемы!А проблема-то как раз в этом! Его проблемы — это епитимья, которую он несет.С одних я снимаю эти побрякушки сам, другим говорю, чтобы они сделали это своимируками. Люди потеряли меру. Они стали вконец никуда негодными. Некоторые носятна шее знаки зодиака. «Что это? — спрашиваю одного. — Первый раз такое вижу».— «Это, — отвечает, — зверушка такая, мой знак зодиака». А мне сперва показалось,что это иконка Божией Матери. «Что же, — говорю, — сами-то вы разве тоже зверушкииз зоопарка, коли носите на себе эти знаки зодиака?» Ой, чудные… Внутреннеебесчинство выпирает наружу. Давайте же молиться, чтобы Бог просветил молодежьи сохранил немного закваски.
Люди жаждут простоты
Хорошо,что люди жаждут простоты. Они дошли до того, что ввели простоту в моду, пустьвнутри у них простотой и не пахнет. Некоторые приезжают на Святую Гору в вылинявшейпотертой одежде, и я задаюсь вопросом: «А почему они так одеты? Ведь они жене работают в поле?» Один разговаривает на безыскусном деревенском языке, потомучто для него это естественно, и ты радуешься, слыша журчание деревенской речи.А другой подделывается в своей речи «под селянина», но от его «мужицкого говора»становится тошно. А некоторые приезжают на Святую Гору при галстуках… Из огняда в полымя… Один такой «паломничек» взял с собой на Афон шесть или семь галстуков.Утром, собираясь идти ко мне, он надел галстук, костюм — вырядился как на парад.«Что ты там копаешься?» — спрашивает его кто-то. «Собираюсь к отцу Паисию»,— отвечает он. «А зачем ты так торжественно одеваешься?» — «Затем, — отвечает,— чтобы сделать ему честь». Ох, до чего же мы докатились!
У людей совершенно нет простоты. От этого молодежь и начала бродяжничать, скитаться,не находить себе места. А духовные люди, не умея жить просто, будучи «застегнутымина все пуговицы», молодежи не помогают. Нынешней молодежи не с кого взять пример,и она начинает вести образ жизни бродяг. Потому что, видя в христианах людей,застегнутых на все пуговицы, людей, затянутых галстуками, важных и надутых,молодые не находят в них никакого отличия от людей мира сего и потому противостоят.Если бы они видели в духовных людях простоту, то не доходили бы до такого состояния.Но молодые сейчас отличаются мирским духом, а христиане — мирским чином. «Нам,христианам, следует ходить так, это делать сяк, а это — эдак…» Христиане ведутсебя так не от сердца, не от благоговения, а потому, что «так следует себя вести».А молодые, видя все это, говорят: «Что это? Ходить в церковь с затянутой шеей?А ну, пошли отсюда!» Они сбрасывают с себя всё и бродят раздетыми. Их бросаетв другую крайность. Тебе понятно? Все это молодежь делает, выражая свой протест.У молодых есть идеалы, но им не с кого взять пример. Их стоит пожалеть. Поэтомунужно, чтобы кто-то «задел» их любочестие, тронул их своей простотой. Молодыелюди негодуют, видя, как даже духовные люди, даже священники пытаются сдержатьих с помощью мирских ухищрений. Однако, встречаясь со скромностью, а также с простотой и искренностью, молодые задумываются. Потому, что если в человекеесть искренность, и он не берет себя в расчет, то он прост и имеет смирение.Все это дает покой ему самому, но в то же время заметно и для другого. Другойчеловек чувствует, больно ли тебе за него или же ты лицемеришь. Какой-нибудьбродяга лучше, чем христианин-лицемер. Поэтому нужна не лицемерная «улыбка любви»,а естественное поведение, не злоба и притворство, но любовь и искренность. Менябольше трогает, если человек упорядочен внутренне, то есть если у него естьуважение и настоящая любовь к другим, если он ведет себя просто, а не по установленным«моделям поведения». Ведь в противоположном случае человек застревает на одномвнешнем и становится внешним человеком, то есть тем самым масленичным ряженым.
Внутренняячистота прекрасной души истинного человека красит и его внешний вид, а божественнаясладость Божией любви услаждает даже его облик. Внутренняя душевная красотадуховно красит и освящает человека даже внешне, посредством божественной Благодатиона выдает его другим. А кроме этого, она украшает и освящает даже ту некрасивуюодежду, которую носит исполненный Благодати человек Божий. Батюшка Тихон самтолстой иглой шил скуфейки из обрывков рясы. Эти скуфьи были похожи на какие-то кульки, но он носил их и они излучали многую Благодать. Какую бы одежду ни надевалСтарец — старую или мешковатую, она не выглядела некрасивой, потому что своейвнутренней душевной красотой он делал красивой и ее. Как-то раз один посетительсфотографировал Старца в том виде, как его застал, — с кульком вместо скуфьина голове и в какой-то пижаме, которую он накинул ему на плечи, видя, что батюшкамерзнет. И сегодня те, кто смотрит на эту фотографию, думают, что Старец носилархиерейскую мантию, а ведь это была всего-навсего старая пестрая пижама! Дажек лохмотьям отца Тихона люди относились с благоговением и брали их себе в благословение.Такой благословенный человек, изменивший себя внутренне и освятившийся, дажевнешне имеет достоинство большее, чем все те люди, которые без конца меняютсвое внешнее (то есть свою одежду), а внутри сохраняют своего ветхого человекас его «доисторическими грехами».
«Да не будет утварь мужеска на жене ни да облачится муж в ризу женску»
-Геронда, как нам относиться к женщинам, которые приходят в монастырь в брюках?Они часто говорят, что брюки не только удобнее, но и скромнее, чем короткиеюбки.
-Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух!В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и еще с какимиподробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине— в мужское». Это закон. Но и помимо закона, одевать на себя одежду противоположногопола — непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин,которые носят брюки.
-Однако женщины, работающие на полях, говорят, что свободно двигаться во времяработы они могут только в брюках.
-Это все отговорки.
-Геронда, а матери говорят, что девочки носят брюки, чтобы не простудиться.
-Разве нельзя придумать ничего другого? Что, нет длинных колготок? Вот пустьи носят длинные колготки, чтобы не простудиться. Можно выйти из любого затруднения— было бы желание.
-Геронда, что делать, когда в монастырь приезжают какие-нибудь официальные лица,а с ними женщина в брюках?
-Вы им объясняйте. Спросите их, хотят ли они, чтобы вы пошли ради них на уступку,нарушили заведенный порядок и в монастыре творилось бесчинство?
-Однажды, Геронда, приехали тридцать преподавательниц в брюках, и мы пропустилиих в обитель.
-Вот и плохо, не надо было этого делать. Надо было им сказать: «Извините, у насв монастыре такое правило: женщинам в брюках вход запрещен». А то после онипоедут и в другие монастыри, там будут говорить, что в такую-то обитель их пропустилив брюках. Вы, не желая их компрометировать, сделали им снисхождение, а они потомскомпрометируют вас. Повесьте на воротах табличку с соответствующим отрывкомиз Ветхого Завета. Сшейте полсотни юбок и мягко, по-доброму предлагайте их женщинамв брюках или коротком платье, которые, не зная о монастырских порядках, приезжаютк вам в первый раз.
-Геронда, а как быть, когда приезжают учащиеся старших классов и все девочкиодеты в брюки?
-Вынесите им угощение за ворота. Это заставит их задуматься. Или если они заранеесообщают вам о своем приезде, предупредите их по телефону: «Пожалуйста, пустьучительницы и ученицы будут одеты не в брюки». Так они поймут, что надо отнестиськ монастырю с почтением. Здесь не приход. На приходе священник должен просвещатьженщин, чтобы они поняли, почему им нельзя носить брюки и привели себя в божескийвид. А если иной раз в его храм придут женщины в брюках из другого прихода,то он должен что-то придумать. Церковь — мать, а не мачеха.
-Геронда, однако, многие говорят: «Поступая с такой строгостью, вы отгоняетелюдей от Церкви».
-Но раз в Ветхом Завете есть заповедь от Бога, запрещающая женщинам надеватьмужскую одежду, то что им еще нужно? Но они, видишь ли, рассуждают: «Почемуженщина не может носить брюки? Почему в приходские советы не могут входить атеисты— ведь Церковь и народ — это одно и то же?» Но таким образом судьба Церкви будетзависеть от решения безбожников! Вот и превратят храмы в библиотеки, складыи тому подобное, раз они ко всему подходят со своим «почему». И что ты тут скажешь?
В монастырях не нужно терпеть и раздетых туристов. Нечего оправдываться тем, что на собранные с туристов деньги монастырь будет одевать бедняков — это уловкалукавого, который стремится сделать монаха чуждым Божиих благословений и превратитьего в мирского человека. Напротив, действительное устранение монаха от мира,совершаемое ради Христа, делает его богатым добродетелями.
-Геронда, в монастыре Стомион Вы были вынуждены вешать соответствующие объявлениядля туристов?
-Да, я развесил дощечки-объявления. Одна — со словами: «Добро пожаловать» — былау входа в монастырь. Еще две висели пониже, в двадцати минутах ходьбы от обители.На одной было написано: «В одеждах неблагопристой-ных — на речку» и стояла стрелочка,указывающая к реке. На другой было: «В одеждах благопристойных — к священнойобители» и стрелочка-указатель к монастырю. Правда, хорошо написал?
-Геронда, а что нам делать летом? В это время года многие женщины приходят в обитель с открытой спиной.
-Э, сшейте какие-нибудь попоны — закрывать им спину. Так они поймут, что надос уважением относиться к месту, в которое они пришли.
Косметика — пятна на образе Божием
До какого же безобразия докатились сегодня люди! Нынешние женщины делают себе разныехимические завивки, и волосы у них стоят дыбом — как все равно накрахмаленные.А как они пахнут! Просто аллергия начинается. Видя мирскую женщину, по-мирскиукрашенную, по-мирски пахнущую, я испытываю внутреннее отвращение.
Как-то мне сказали, что одна особа поехала в Германию учиться косметологии. «И что же такое косметология?» — спросил я. «Косметологи, — объяснили мне, — старухпревращают в молодух!» Вот тут-то я и вспомнил, что тоже видел как-то одну пожилую«молодуху» с горизонтальным шрамом на лбу. «Что с ней, бедной?» — спросил я потом у одного её знакомого. «Ничего страшного, — ответил он. — Она сделалапластическую операцию, чтобы на лице натянулась кожа и исчезли морщины». А я-то подумал, что несчастная бабушка попала в аварию и перенесла серьезное хирургическоевмешательство. До чего же доходят нынешние люди!
-Сегодня, Геронда, косметику грехом не считают.
-Да, это я уже понял. Недавно встретил одну женщину, с которой был знаком раньше.Прежде она была подобна ангелу, а сейчас, размалеванную, я ее даже не узнал.«Бог, — сказал я ей, — сотворил все очень премудро, но в отношении тебя допустилодну большую ошибку». — «Почему, отче?» — удивилась она. «Потому, — говорю,— что не «украсил» тебя синевой под глазами! Это была Его ошибка! Других-то людей Он сотворил красивыми, но с тобой просчитался! Неужели ты сама не понимаешь,несчастная? Ведь всей этой косметикой ты себя уродуешь! Все равно что берешьвизантийскую икону и в разных местах пачкаешь ее краской, малюешь, портишь.Так что же, будем мазать краской образ Божий — [себя самих]?
Представь,что художник написал красивую картину, потом пришел человек, ничего не смыслящийв живописи, схватил кисточку и наставил на картине разных аляповатых мазков,то есть изуродовал произведение искусства. Ты делаешь то же самое. Этой косметикойты все равно что говоришь Богу: «Ты, Боже мой, сделал меня плохо. Я исправлюТвою ошибку».
Помнюеще одну женщину. Она пришла ко мне с красными ногтями — длиннющими, как у ястреба,и начала просить: «Мой ребенок тяжело болен. Помолись, отче. Я тоже молюсь,но…» — «Что ты там молишься! — перебил я ее. — Такими когтищами ты наносишьраны Христу! Чтобы ребенок выздоровел, постриги сперва свои ногти. Ради здоровьясвоего ребенка сделай, по крайней мере, это: обрежь ногти и смой с них краску».— «А можно я покрашу их белым лаком, отче?» — «Я тебе говорю: очисти свои ногтиот краски и подстриги их. Сделай хоть какую-то жертву ради здоровья своего ребенка.Да что же это такое, а? Ведь если бы так было надо, то Бог изначально создал бы тебя с красными ногтями…» — «Так, значит, я покрашу их белым лаком, отче?».Ух, уморила. «Да, — подумалось мне, — дождетесь вы здоровья — и ты, и твой ребенок…».
Большевсего духовно «простужает» детей мать, когда она не одета в скромность самаи вдобавок старается «ощипать», лишить скромности своих собственных чад.
Кто-то может быть не очень красивым или иметь какое-нибудь увечье. Бог знает, что этодуховно помогает ему. Ведь Бога больше заботит не тело, а душа. У всех нас естьдостоинства, но и какие-то небольшие изъяны, недостатки. Это даже не крест,а маленькие крестики. Эти крестики помогают нам в спасении души.
Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какой-либо страстью, но не помышляет даже ни о чем худом или мирском, хотя бы кто хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью.
Преподобный Симеон
Новый Богослов
http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at33340